О распределении бюджетных средств и организации школьного питания говорил Родионов Андрей Владимирович, замруководителя департамента развития инфраструктуры Минпросвещения России. Он остановился в своем выступлении на том, что организация горячего питания в школах – задача муниципальных образований.
С каждым из регионов заключается соглашение на софинансирование соответствующей региональной программы. После этого каждый регион самостоятельно определяет, как организовать и финансировать питание на муниципальном уровне и вариантов тут очень много – конкретное решение принимает субъект РФ.
По итогам 2020 года освоение средств данной субсидии на организацию горячего питания составило 90%. По словам Родионова неосвоенные 10% – это несовершенство законодательства в закупочных процедурах, а также коронавирусная пандемия, когда школьники были переведены на дистанционное обучение и питание в школе не получали.
В связи с объективными обстоятельствами, Минпросвещения России разослало по регионам письмо, которое позволяет субъектам РФ пускать неиспользованные остатки прошлого года на те же цели в этом году.
Баздырев Юрий Алексеевич, руководитель отдела социального питания АНО «Институт отраслевого питания» отметил, что согласно проведенному институтом анализу, 25% бюджетных средств, выделенных на организацию питания, регионы не использовали.
Произошло это потому, что субъекты применяют разные схемы организации школьного питания, и, соответственно, рассчитывают по-разному стоимость порции. В Красноярском крае, например, завтрак и обед стоит по-разному, а в Ярославской области – одинаково. Также Баздырев отметил, что качество питания, организованное штатными школьными столовыми лучше, чем качество питания, отданного на аутсорсинг.
Обращаясь к участникам форума, Баздырев подчеркнул: «Вы должны обеспечить качество и безопасность школьной тарелки». Он также отметил, что было много вопросов о зарплате кухонного персонала и переоснащения школьных столовых. Поэтому эксперт еще раз уточнил, что в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с организацией питания, включаются затраты на оплату труда с начислениями, затраты на приобретение материальных запасов с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи), затраты на коммунальные услуги и пр.
Ачакеева Светлана Романовна руководитель ГКУ «Управление социального питания» Башкортостана поделилась опытом организации детского питания в регионе. Она отметила, что в республике приняли единый стандарт по организации детского питания, разработали варианты меню для облегчения работы заказчиков, поработали с типовой конкурсной документацией, на региональном уровне утвердили перечень продуктов, которые учреждения могут закупать.
Специалисты-диетологи единодушны, подчеркнула Ачакеева, что завтрак и обед не могут стоить одинаково, а старшеклассники не могут питаться на ту же сумму, что и младшие. Поэтому с 1 сентября в Башкортостане стоимость питания для обучающихся в общеобразовательных школах республики определена в следующем размере: с 1 по 4 класс завтрак 57,43 рубля, обед – 64,32 рубля. Ученикам 5 – 11 классов выделяется на завтрак 64,23 рубля, на обед – 74,20 рубля.
Участники конференции отметили, что поддержка школьного питания государством очень важна, но как правильно и эффективно использовать выделяемые средства, должны решать региональные власти с учетом ментальности каждого конкретного субъекта Российской Федерации.