В Москве прошел круглый стол на тему «Что изменилось в качестве детского питания за 2023 год: итоги мониторинга». Мероприятие состоялось 1 июня и было посвящено Дню защиты детей.
Первой выступила научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся Московского государственного областного педагогического университета, д.э.н. Валентина Николаевна Иванова. Она поделилась результатами мониторинга за меню учащихся — его рассматривали на предмет соответствия требованиям Роспотребнадзора по калорийности, сбалансированности и массе блюд.
С соблюдением норм справились практически все учебные заведения. Проблемы мониторинга были связаны чисто с техническими трудностями, поскольку не все школы своевременно размещают меню на своих сайтах. В некоторых регионах этими обязанностями манкируют больше половины школ. В числе отстающих были названы Дагестан и Новгородская область, а в ряде передовиков: Воронежская область, Башкортостан, Мордовия, Курская, Тамбовская и Орловская области.
Также из мониторинга следует, что 54% учеников и родителей городских школ, а также 45% в сельских школах удовлетворены качеством школьного питания. Но всё же есть ряд претензий. 30% опрошенных недовольны меню. 17% жалуются на холодную и невкусную еду. 16% критикуют способ подачи блюд. 15% сетуют на условия школьной столовой. И 11% недовольны культурой питания.
В качестве решения основной проблемы — невкусной еды, на которую пожаловалась почти треть опрошенных, было предложено использовать в школах свободное меню. Тогда ребенок может выбрать те блюда, которые любит, и отказаться от того, что ему не по душе. Это позволит говорить о том, что дети получают пользу не только на бумаге, но и действительно съедают предназначенные им полезные макро- и микронутриенты. Такая практика уже появилась в некоторых регионах. И если она будет успешной, то ее распространят на все школы.
Кроме того, в школах проводятся масштабные социологические опросы учащихся и их родителей о том, как они относятся к блюдам в школьных столовых. Позиции, занявшие последние места в опросе, заменяются в меню на другие блюда. Это также помогает повысить индекс съедаемости. Сейчас ведется речь о том, чтобы сделать эту практику централизованной и разработать всероссийскую цифровую платформу, где можно было бы выставлять оценки и оставлять свое мнение относительно школьного питания.
Также на государственном уровне будет вестись мониторинг по динамике здоровья детей. Реформа школьного питания началась в 2020 году, уже практически закончен переходный этап, и она работает в полную силу. Теперь специалистам предстоит выяснить, повлияло ли такое пристальное внимание к сбалансированности школьного меню на детское здоровье и началось ли снижение уровня заболеваний, связанных с питанием.
Поговорили на встрече и о лечебном питании для детей, имеющих аллергию, диабет, заболевания ЖКТ или другие особенности здоровья. Этот вопрос стоит на контроле рабочей группы Совета Федерации. Благодаря работе этой группы удалось добиться прямого взаимодействия учебных учреждений с поликлиниками, откуда должна поступать информация о здоровье учащихся и их особых потребностях в питании.
По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Юлии Викторовны Лазуткиной, сейчас порядка 2% детей нуждается в отдельном меню. Но, к сожалению, пока школьные столовые слабо подготовлены к таким потребностям. На данный момент удалось только добиться того, чтобы в таких случаях детям разрешали приносить еду из дома. Но, разумеется, это только временное решение до разработки особого меню и впоследствии все дети должны быть обеспечены горячим питанием в школе.
Первой выступила научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся Московского государственного областного педагогического университета, д.э.н. Валентина Николаевна Иванова. Она поделилась результатами мониторинга за меню учащихся — его рассматривали на предмет соответствия требованиям Роспотребнадзора по калорийности, сбалансированности и массе блюд.
С соблюдением норм справились практически все учебные заведения. Проблемы мониторинга были связаны чисто с техническими трудностями, поскольку не все школы своевременно размещают меню на своих сайтах. В некоторых регионах этими обязанностями манкируют больше половины школ. В числе отстающих были названы Дагестан и Новгородская область, а в ряде передовиков: Воронежская область, Башкортостан, Мордовия, Курская, Тамбовская и Орловская области.
Также из мониторинга следует, что 54% учеников и родителей городских школ, а также 45% в сельских школах удовлетворены качеством школьного питания. Но всё же есть ряд претензий. 30% опрошенных недовольны меню. 17% жалуются на холодную и невкусную еду. 16% критикуют способ подачи блюд. 15% сетуют на условия школьной столовой. И 11% недовольны культурой питания.
В качестве решения основной проблемы — невкусной еды, на которую пожаловалась почти треть опрошенных, было предложено использовать в школах свободное меню. Тогда ребенок может выбрать те блюда, которые любит, и отказаться от того, что ему не по душе. Это позволит говорить о том, что дети получают пользу не только на бумаге, но и действительно съедают предназначенные им полезные макро- и микронутриенты. Такая практика уже появилась в некоторых регионах. И если она будет успешной, то ее распространят на все школы.
Кроме того, в школах проводятся масштабные социологические опросы учащихся и их родителей о том, как они относятся к блюдам в школьных столовых. Позиции, занявшие последние места в опросе, заменяются в меню на другие блюда. Это также помогает повысить индекс съедаемости. Сейчас ведется речь о том, чтобы сделать эту практику централизованной и разработать всероссийскую цифровую платформу, где можно было бы выставлять оценки и оставлять свое мнение относительно школьного питания.
Также на государственном уровне будет вестись мониторинг по динамике здоровья детей. Реформа школьного питания началась в 2020 году, уже практически закончен переходный этап, и она работает в полную силу. Теперь специалистам предстоит выяснить, повлияло ли такое пристальное внимание к сбалансированности школьного меню на детское здоровье и началось ли снижение уровня заболеваний, связанных с питанием.
Поговорили на встрече и о лечебном питании для детей, имеющих аллергию, диабет, заболевания ЖКТ или другие особенности здоровья. Этот вопрос стоит на контроле рабочей группы Совета Федерации. Благодаря работе этой группы удалось добиться прямого взаимодействия учебных учреждений с поликлиниками, откуда должна поступать информация о здоровье учащихся и их особых потребностях в питании.
По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Юлии Викторовны Лазуткиной, сейчас порядка 2% детей нуждается в отдельном меню. Но, к сожалению, пока школьные столовые слабо подготовлены к таким потребностям. На данный момент удалось только добиться того, чтобы в таких случаях детям разрешали приносить еду из дома. Но, разумеется, это только временное решение до разработки особого меню и впоследствии все дети должны быть обеспечены горячим питанием в школе.