Сегодня мы расскажем о школьных столовых, в которых, как знают журналисты, кормят полезно, и по-домашнему вкусно.
Наверное, не все представляют масштабы школьных столовых. «К примеру, в понедельник, чтобы накормить ораву учеников, повара сварили 40 килограммов макарон и большую кастрюлю вишнёвого компота, потушили 25 килограммов куриного мяса» - рассказывает Наталия Захарова о школьной столовой в Братске.
Ученики ещё сладко и крепко спят, когда в столовой 12-ой школы уже горит свет. Первыми на работу всегда приходят кондитеры, отвечающие за выпечку, а к пяти утра в школьной столовой в сборе вся команда поваров. Кто-то ставит тесто на пирожки с картошкой, кто-то готовит горячие блюда и гарнир. К 8-40 уже должны быть накрыты все столы.
Заведующая братской столовой Татьяна Нежурина говорит, что родители нередко просят поделиться рецептами. Спрашивают, как приготовить дома воздушный омлет и потушить вкусную печень. «А на прошлой неделе, - продолжает она, - мальчик подошёл, такой в очках, из третьего класса, вот так меня обнял и говорит: «Как же вы вкусно готовите!» Знаете, до слёз. Вот ради этого мы и работаем!».
Рано начинают свой рабочий день и повара школьных столовых в Элисте. «Работаем с трех часов утра и, бывает, что до девяти вечера. Стараемся успеть вовремя приготовить и подать блюда ученикам», - делится заведующая столовой Наталья Шпилевая. - Стараемся готовить по-домашнему, детям очень нравится. В день обеспечиваем горячим питанием около 620 человек. Кроме того, у нас работает буфет, где представлена разнообразная выпечка: пицца, пирожки, плюшки».
Принципа накормить вкусно и полезно придерживается и индивидуальный предприниматель Анастасия Домрачева из Свердловской области. О своей работе она рассказывает в статье «Обед, как дома. Возможен ли такой в школе и на каких условиях».
Вот уже 7 лет Анастасия ответственна за питание двух школ. Повара Анастасии кормят около 650 детей, педагогов и сотрудников учебных заведений.
На вопрос как определить хорошо ли кормят в школьной столовой, Анастасия отвечает: «В хорошей столовой едят почти все педагоги, в ней питается большинство школьников. Поваров такой столовой знают как отличных профессионалов. Да, и у школьного общепита есть свои «звезды»!
Но надо понимать, что школьное питание отличается от домашнего. Это не значит, что оно плохое и невкусное. Просто оно другое, приготовленное по специальным рецептам и технологиям. Полезность для растущего организма даже не оспаривается, но как сделать, чтобы здоровая пища была такой же красивой и вкусной, как у бабушки и мамы?
Это цель и добросовестных организаторов питания, сотрудников пищеблока, кто ценит свое имя, и, одновременно, директоров школ, родительских комитетов. А для этого нужны хорошо оборудованные пищеблоки, определенная совместная организаторская, и, если требуется, контролирующая работа родителей школьников, классных руководителей, директоров».
С тем, что домашнее питание отличается от школьное пишет и Оксана Мельникова из Липецкой области в статье «Горячий обед избавит от бед!»: «Не все дети привыкли к здоровой пище. В ее приготовлении повара используют «щадящую» технологию, которая позволяет снизить потери количества полезных веществ без использования усиливающих вкус специй и добавок. Таким образом, многим она кажется невкусной и пресной, да и приготовленные на пару «бледные» блюда не всегда выглядят аппетитно».
Однако, принципы правильного питания помогли многопрофильному лицею из Кирово-Чепецка Кировской области стать призёром конкурса «Лучшая столовая школы».
Заведующая столовой кирово-чепецкого многопрофильного лицея Валентина Дудырева в сфере школьного питания работает с 1992 года, а потому точно знает, что любят школьники и как за без малого три десятка лет изменились подходы и требования к приготовлению блюд школьного меню.
«В таком масштабном конкурсе мы участвовали впервые. Конечно, очень волновались и переживали, как все пройдет. Участники из разных регионов представляли на суд жюри совершенно разные блюда, были интересные презентации. Приятно, что члены экспертной комиссии оценили нашу работу, отличное приготовление блюд в соответствии с технологическими картами», – поделилась Валентина Дудырева.
Работы на конкурс «Школьное питание. Время перемен. 2.0» присылают не только профессионалы, но и школьники, которые рассказывают о своей школьной столовой. Самый юный из них - Слободчуков Милан, ученик 3 класса Рыбаловской СОШ. В своем видеорепортаже он рассказал, какие замечательные повара работают в его школе, и когда они готовят, «аромат доносится аж до третьего этажа школы».
А на кулинарном баттле, который проходил в Кемерово, вкусные блюда готовили не только школьные повара, но и студенты, школьники и их мамы.
Кулинарными секретами перед началом состязания поделился главный шеф-повар «Отраслевого союза развития социального питания», бренд-шеф популярных ресторанных проектов Григорий Мосин.
За два часа участники баттла должны были из одинакового набора блюд приготовить по три блюда от каждой команды: первое блюдо, овощной гарнир и салат. Важное требование — блюда должны были быть полезными для школьника.
При этом набор продуктов не отличался какими-то изысками, все они ежедневно используются в столовых школ Кемерова: замороженный минтай, брокколи, свекла, капуста, орехи, тыква, листья салата, перец, огурцы, яблоки — словом, то, что продается в любом магазине по доступной цене.
Часто можно слышать, что в школьных столовых невкусно, еда холодная и невкусная. На самом деле, все зависит от поваров. И очень здорово, что желающих накормить школьников вкусно и по-домашнему, становится все больше не только среди профессиональных поваров, но и выпускников кулинарных училищ.