Новости союза отраслевого питания

До обедного конца

Скачать отчёт "Оценка результатов реформы школьного питания" 

Скачать отчёт  "Оценка результатов реформы школьного питания" 

Выводы по регионам


Основные проблемы бесплатного горячего питания родители школьников младших классов связывают с невкусной едой, малым разнообразием блюд, нездоровой пищей и подачей остывшей еды. Вместе с тем, 39% опрошенных говорят об улучшении ситуации после введения бесплатного горячего питания, и лишь 16% отмечают перемены к худшему — таковы результаты опроса Russian Field. Напомним, обеспечить всех младших школьников бесплатным горячим питанием поручил президент России Владимир Путин с 2020 года. 40% респондентов заявляют, что после введения бесплатного горячего питания их отношение к федеральным властям улучшилось. О росте симпатий чаще говорят родители с низким доходом.

Социологическая компания Russian Field провела исследование результатов реформы школьного питания. Напомним, обеспечить всех младших школьников бесплатным горячим питанием поручил в 2020 году президент Владимир Путин. В том же году был принят соответствующий закон — о том, что учащиеся первых—четвертых классов должны быть обеспечены горячим блюдом и горячим напитком как минимум раз в день. К 1 сентября 2023 года такое питание должно быть поэтапно организовано во всех образовательных учреждениях. Расходы регионов должны софинансироваться из федерального бюджета. В 2020 году на горячее питание было направлено более 22 млрд руб., в 2021 году — более 59 млрд руб., в 2022 году предусмотрено более 63,2 млрд руб.

Исследование проводилось в 16 регионах: в телефонном опросе приняли участие 1251 респондент из Санкт-Петербурга, Дагестана, Калмыкии, Тувы, Осетии, Башкирии, ЯНАО, Алтайского края, а также из Амурской, Брянской, Волгоградской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Тульской и Тюменской областей. 

Согласно результатам опроса, введение бесплатного горячего питания положительно повлияло на ситуацию со школьными обедами, по мнению 39% опрошенных родителей. Примерно столько же (37%) не заметили изменений, а 16% заявили об ухудшении ситуации. 

Причем среди сельских жителей заметно больше людей, которые считают, что ситуация со школьным питанием улучшилась. Наиболее позитивно оценивают перемены респонденты из Дагестана, Псковской и Сахалинской областей. А вот в Санкт-Петербурге, Башкирии и Туве заметно больше тех, кто считает, что ситуация ухудшилась.

График питания и самочувствие ребенка после еды чаще получают высокие оценки от родителей. Больше всего довольны организацией питания на Сахалине, в ЯНАО и Дагестане. А в Санкт-Петербурге и Туве скептически относятся даже к графику питания и не удовлетворены самочувствием после еды. «Основные проблемы бесплатного горячего питания респонденты связывают с невкусной едой, малым разнообразием блюд, нездоровой пищей и подачей остывшей еды»,— указывают авторы.

По мнению 73% респондентов, для улучшения ситуации следует повысить качество продуктов и увеличить разнообразие блюд. 

Также родители предлагают улучшить оснащенность столовых (69%), ввести возможность выбора блюд (68%) и повысить квалификацию поваров (57%).

40% респондентов заявили, что после введения бесплатного горячего питания, их отношение к федеральным властям улучшилось. О росте симпатий чаще говорят родители с низким доходом. Впрочем, 56% опрошенных не изменили своего отношения.

Минпросвещения не ответило на запрос “Ъ”. По мнению замдиректора центра общественных связей РАНХиГС Сергея Шатунова, исследование нерепрезентативно: туда вошли данные всего по 16 регионам, а регионы—лидеры по организации школьного питания (в числе которых Москва, Московская область и Татарстан) не представлены в выборке. «Опрашивать, как мне кажется, нужно не родителей, а школьников, которые пользуются этой услугой,— считает эксперт.— Понятно, что многое зависит от вкусовых пристрастий и того, как сформирована культура потребления еды в семье. Если школьник хорошо и качественно питается дома, у него будут более высокие требования к питанию, которое предоставляется образовательным учреждением. Поэтому всегда будут находиться те, кто недоволен организацией школьного питания». Также, по его мнению, любые масштабные социальные проекты формируют лояльность людей, которые в эти проекты вовлечены: «Предпринимая усилия к решению проблемы питания школьников, государство признает ее важность, демонстрирует свою социальную ориентированность, что, безусловно, влияет на формирование позитивного отношения к властям».


По материалам  www.kommersant.ru