Участники мероприятия продолжили тему, поднятую на недавнем I Всероссийском родительском форуме. Они пришли к заключению, что слово «контроль» лучше заменить на «участие». Безусловно, родители имеют полное право на то, чтобы знать, чем кормят их детей в школе. Они должны быть уверенными в том, что это качественно и безопасно. А при необходимости иметь возможность влиять на этот процесс.
Но, как разумно заметил глава «Института отраслевого питания» Владимир Чернигов, главное не превращать эту практику в дубину, которая постоянно висит над школой и поставщиком питания. Стоит разделять нормальную родительскую озабоченность и вовлеченность с желанием проводить проверки исключительно для поиска к чему придраться, чтобы устроить скандал.
Взаимодействие между всему участниками процесса должно строиться на принципах конструктивного сотрудничества и поиске совместных решений в интересах детей.
Более того, в данном случае правильно вести разговор о детско-родительском участии, поскольку школьники такие же полноправные участники этой системы. И неправильно воспринимать их в качестве бесправного объекта, за которых всё решают взрослые. Несмотря на то, что у детей может не хватать знаний, опыта и понимания в некоторых вопросах, однако они имеют собственное мнение, вкусы и желания, которые должны быть приняты во внимание.
Также на Круглом столе была озвучена необходимость создания Всероссийского движения родителей. Оно должно обобщить опыт разных регионов по работе родительских комиссий и выявить лучшие практики, чтобы на их основе составить рекомендации и наглядные материалы о том, как должна производиться эта работа.
Дело в том, что далеко не все знают, как строится деятельность бракеражных комиссий. Некоторые представляют это в упрощенном виде: группа родителей приходит на школьный пищеблок, проверяет чистоту посуды, пробует приготовленные блюда и выносит свой вердикт.
Однако на самом деле, всё должно выглядеть несколько по-другому. Во-первых, должен быть четкий чек-лист, по которому проверяются конкретные измеримые показатели: правила сервировки, температура поданных блюд, их соответствие вывешенному меню, выполнение санитарных требований.
Во-вторых, речь идет только о посещении столовой, а не помещений, где происходит приготовление еды.
И в-третьих, родители должны иметь санитарные книжки и быть квалифицированными в том вопросе, который проверяют. То есть, пройти специальную подготовку и знать основные требования к школьному рациону и к залам, где принимается пища. Соответственно, у родителей должны быть не только права, но и обязанности.
И еще один важный вопрос, поднятый на Круглом столе, это отсутствие культуры здорового питания в нашем обществе. Поколение сникерсов, чипсов и кока-колы родилось не вчера. Во многих случаях к ним принадлежат уже сами родители, воспитывающие сегодняшних школьников.
Роль родительского участия должна заключаться не только в том, чтобы прийти в образовательное учреждение и проверить столовую. Но и в том, чтобы привить своему ребенку правильные пищевые привычки.
Невозможно заставить детей есть блюда, приготовленные по канонам здорового питания, если дома они едят жаренную пересоленную и обильно перченную пищу, а также употребляют много сладостей. Вкус натуральных продуктов без использования вредных добавок им покажется пресным, и они не захотят такое есть.
Это большая проблема, решить которую за один день невозможно. Для внедрения новых привычек и изменений пищевых пристрастий могут понадобиться годы. И всё это время необходимо вести работу по просвещению и популяризации здорового образа жизни.
Однако, как было отмечено участниками Круглого стола, делать это нужно так, чтобы сказанное не воспринималось как занудная нравоучительная информация, которая пропускается мимо ушей. Необходимо искать подходы, которые будут услышаны и восприняты с интересом.
Нужно использовать те социальные сети, в которых проводят время дети – например, Инстаграм и ТикТок. Привлекать тех блогеров и медийных личностей, которые являются примером для подражания юного поколения. Учитывать, что в современном обществе сформировалось клиповое мышление и снимать короткие, но яркие ролики, которые бы сделали идею здорового питания модной, трендовой и желанной.
Только тогда можно будет рассчитывать, что мы сможем вырастить здоровое и сильное молодое поколение, которое в будущем будет так же воспитывать и своих детей.