С 1 сентября 2020 года во всех российских школах стартовал большой федеральный проект по обеспечению бесплатными горячими завтраками учащихся 1–4-х классов.
Ежегодно на эти цели выделяется более 60 млрд рублей из федерального бюджета, охвачено бесплатным питанием 7,5 млн детей. По словам замминистра просвещения РФ Александра Бугаева, за прошедший период было достигнуто многое. Прежде всего значительно сократилось число школ, пищеблоки которых не соответствуют требованиям Роспотребнадзора: с 2500 в 2020 году до 37 (на 10 января 2023 года). В более чем 70 субъектах РФ приняты стандарты организации школьного питания. Министерством просвещения совместно с Роспотребнадзором подготовлены методические рекомендации для родительского контроля в школьных столовых.
Несмотря на все принимаемые меры, в сфере школьного питания остается еще много нерешенных проблем.
Органическая продукция, четкие контракты, отбор поставщиков
По существующему законодательству, продукты, поступающие в детские сады и школы, относятся к категории продуктов общего назначения, то есть тех, которые потребляют взрослые люди. Однако, по мнению сенатора Елены Зленко, производство и изготовление пищевых продуктов для школьных столовых должно соответствовать более жестким требованиям, исключающим использование фальсифицированных пищевых продуктов, ГМО, пестицидов. Фактически речь идет об органической, полностью натуральной продукции, выращенной без применения агрохимикатов, но, как признает сама Елена Зленко, «эта продукция очень дорогая, и ценовой фактор отсекает возможность ее использования в школьной столовой». Напомним, что средняя стоимость горячего школьного завтрака колеблется в районе 70 рублей.
Между тем, как следовало из выступления начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Татьяны Балагулы, мониторинг в рамках системы ФГИС «Меркурий» показал, что в 2022 году из 4691 прошедших проверку производителей школьного питания 34% работали с допущением нарушений.
В их числе – сертификация продукции, которая не прошла установленную законодательством процедуру подтверждения безопасности. Нарушители не будут допущены к поставкам в социальные учреждения, но всех ведь не выявишь и за руку каждого не поймаешь.
Начальник Управления санитарного благополучия населения Роспотребнадзора Ирина Шевкун считает, что очень важно образовательным организациям, органам власти чётко прописывать в условиях контракта требования к продукции, поставляемой в школьные столовые. Еще важнее проверять исполнение этих контрактов, потому что, как показывает практика, этот контроль бывает зачастую формальным. Для этого необходимо назначить ответственных в самой школе и привлекать родителей учащихся, которые непосредственно заинтересованы в том, чтобы их детей кормили качественно и вкусно.
Родительский контроль как двигатель прогресса
По словам Ирины Шевкун, благодаря родительскому контролю за последние два года количество жалоб родителей и детей на качество предоставляемого питания сократилось почти в 5 раз. Родители дают ценные предложения по корректировке меню, исходя из вкусовых предпочтений своих детей, заменяя, например, творожные запеканки на другие блюда из творога, аналогичные по пищевой ценности. То же самое с молочными кашами, которые современные дети просто не употребляют в пищу – во многом из-за того, что в семье отсутствует такая традиция. Одни специалисты предлагают отказаться от таких блюд в школьных меню, настаивая на том, что у нынешнего поколения совсем другие вкусы и нельзя им навязывать свои, другие видят выход в просветительской работе среди детей и родителей.
«Если в семье ребенка не приучают к правильной пище, он ни в школе, ни в детском саду ее, как правило, не ест. Очень трудно переключить ребенка с, условно говоря, гамбургеров и чипсов на кашу или суп с лапшой – особенно если он еще и не сильно соленый, как того требует СаНПиН», – считает первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.
Еще в августе прошлого года в ходе Всероссийского родительского форума по вопросам школьного питания, который прошел в Саранске (Республика Мордовия), она выступила с идеей организации общественного движения «Здоровое питание семьи». В его рамках планируется проводить специальные форумы, мастер-классы, кружки и секции, на которых будут рассказывать не только о здоровой, но и о традиционной, национальной пище, о семейных традициях и совместных ужинах.
Разнообразие и выбор
Всех участников круглого стола заинтересовал опыт Москвы, где разработали гибкие вариативные меню с учетом самых разных вкусов и потребностей учащихся, а их в Москве около полутора миллионов. Об этом рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Анна Шахова.
В меню включены 11 первых блюд, девять видов основных блюд, пять видов гарниров. В числе предлагаемых блюд – наггетсы, фриттаты, фишболы, митболы, круассаны, маффины, то есть та пища, которую дети любят и часто употребляют. Все это положительно повлияло на индекс съедаемости и резко снизило количество пищевых отходов. Кроме того, в новом меню был увеличен объём биологически ценных продуктов – таких как мясо, красная рыба, птица, яйца, творог, молочные продукты и фрукты. И, самое главное, детям была предоставлена возможность выбора. Хлеб и различные соусы стоят на линии раздачи, и ребёнок сам выбирает, поливать ему сырники вареньем или сметаной. То же самое – с овощами, из которых школьник самостоятельно формирует салат, сам солит и поливает растительным маслом, а не получает в готовом виде. Чай не подается сразу с сахаром и лимоном – все эти ингредиенты выставлены по отдельности и выбираются самим учеником. Вместо чая можно выбрать компот или какао.
В московских школьных столовых успешно решили и проблему супов – еще одно нелюбимое блюдо современных детей. На выбор предлагается либо суп дня, либо бульон с сухариками.
Результат не заставил себя долго ждать. «Практически сто процентов детей у нас сейчас употребляют первое блюдо на обед с большим удовольствием», – констатировала Анна Шахова.
Не менее важно и то, что стандарт услуг по организации питания, который разработан в Москве, включает много дополнительных функций, в том числе содержание, ремонт и обслуживание пищеблоков и их оснащение. Например, закупкой оборудования занимаются не школы, а организаторы питания. Усовершенствовали в столице и закупочные процедуры услуг питания, которые проводятся не через аукционы, а путём проведения конкурса с ограниченным участием. В этом случае определяющим критерием является не цена, а именно материально-техническая база и опыт, имеющийся у поставщиков питания.
От Башкортостана до Ямала: наггетсы из оленины, компоты из морошки
По аналогичному пути пошли и в Республике Башкортостан. Заключение долгосрочных контрактов, четкие и прозрачные правила взаимодействия с поставщиками, льготы по коммунальным платежам и по аренде позволили привлечь инвестиции со стороны коммерческих структур и оснастить школьные пищеблоки новым оборудованием.
Ценным опытом поделились и представители Белгородской области, где реализуется смешанная система финансирования школьного питания. Во всех школах области все учащиеся получают горячие завтраки за счёт бюджетных средств: в 1–4-х классах – за счет федеральных, в 5–11-х – за счет региональных. В завтрак входят молочные каши, мясные, творожные блюда, горячий напиток. Обеды оплачиваются родителями за исключением школьников льготной категории, к которым относятся ученики из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
С 10 октября прошлого года все приграничные с Украиной территории Белгородской области (11 муниципалитетов) были переведены на дистанционную форму обучения, в связи с этим возникла необходимость поддержки семей, имеющих школьников. На региональном уровне было принято решение о выделении денежных средств на продуктовые наборы.
Стандарт питания, разработанный в этом регионе, включает несколько вариативных меню с учётом возрастных, физиологических, индивидуальных особенностей детей, а также сезонности и социально-экономических условий Белгородской области. Созданию стандарта предшествовала большая работа: изучались вкусы, предпочтения детей, пожелания родителей, проводился опрос организаторов школьного питания по основным критериям съедаемости школьных блюд; во встречах с общественностью приняли участие главы муниципалитетов и губернатор Вячеслав Гладков. В целом в Белгородской области реализуются две модели организации питания. 38% школ обеспечивают питание силами своих поваров, 62% – через аутсорсинг (специализированные предприятия питания).
Важно, что мероприятия по контролю питания в школах выстроены в режиме открытости. Каждый пищеблок каждый день готов показать, как, чем кормят детей, родителям предоставляется возможность снять пробы, вся информация публикуется на сайте школы с размещением ежедневного меню.
Один из самых интересных и даже в какой-то мере экзотических стандартов школьного питания разработан в Ямало-Ненецком автономном округе. В меню учтены особенности местного климата и национальной кухни, правда в модернизированном варианте: помимо обычных продуктов, в рационе школьников присутствуют наггетсы из оленины и северных разновидностей рыб, компоты из дикоросов (морошки, брусники). Постоянно проходят конкурсы школьных поваров, пропаганда национальных блюд и здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого является правильное питание.
Не будем забывать о том, что только 12% выпускников российских школ можно отнести к категории полностью здоровых, причем многие нарушения зачастую связаны с неправильным питанием. Не случайно этой проблеме уделяется особое внимание на самом высоком уровне.
По материалам vogazeta.ru