Первым выступил Дмитрий Уральский, директор АНО «Стандарты социального питания», которое кормит учеников 69 школ в г. Сочи. Он рассказал, что для него, как для оператора школьного питания важной задачей является «самоопределение в части смысловой нагрузки нашего нахождения в школьной столовой».
Правильной с точки зрения распределения ролей, по мнению Дмитрия Уральского, является восприятие родителя и ребенка – как клиента, а оператора питания – как исполнителя услуги. Это не всегда очевидно, поскольку часто клиентом воспринимается та сторона, которая платит деньги – то есть, муниципалитет, региональное министерство образования или другой исполнительный орган.
Но нельзя забывать, что конечным получателем являются дети и их родители. И лучшим критерием этого момента является ответ на вопрос: «Если бы в школе было три оператора питания, выбрал бы ребенок нас?». С этой целью оператору стоит постоянно вести диалог с родителями, проводить анкетирования и опросы, прислушиваться к отзывам. И совсем замечательно, если у оператора есть возможность создать колл-центры и клиентские линии, где будут принимать вопросы, жалобы и предложения, чтобы оперативно их обрабатывать.
Далее на секции выступила Анна Попова, директор МАУ «Центр питания», организованного мэрией г. Красноярск. Это учреждение является своеобразным связующим звеном между властью и бизнесом.
По словам Анны Поповой сейчас в области школьного питания в Красноярском крае существует две проблемы: нехватка кадров и нехватка денег.
В Красноярске не хватает квалифицированных работников пищевой промышленности, которые бы обладали необходимой базой знаний и практическими навыками, позволяющими полностью обеспечить потребности операторов школьного питания.
Для решения это проблемы «Центр питания» наладил сотрудничество со службой занятости, профильными колледжами и техникумами, а также с курсами повышения квалификации поваров, складских работников и прочих необходимых специалистов.
Вторая проблема заключается в низкой заработной плате поваров в школах и на комбинатах школьного питания. А она, в свою очередь, вытекает из невысокой оплаты, которую организатор питания получает за свои услуги.
Здесь стоит пояснить, что стоимость каждой порции завтрака или обеда складывается из двух составляющих: непосредственно стоимости продуктов и коэффициента по расходам на приготовление готового блюда.
До 9 марта 2021 года этот коэффициент в Красноярском крае составлял всего 15%. В эту сумму включалась зарплата сотрудников, оплата коммунальных услуг, выплата налогов, закупка оборудования и прочие расходы. То, что этой суммы не хватает, стало понятно, когда экономия на всём привела к катастрофическим последствиям. Этой весной в Красноярске случилось одно из самых массовых школьных отравлений – кишечной инфекцией заболели дети сразу из 17 учебных заведений.
Разумеется, виновник подлежит наказанию. Однако от главной проблемы, которая заключается в нехватке средств, это не спасает. Поэтому было решено повысить коэффициент сначала до 25%, а после до 35%. Сейчас краевые власти рассматривают возможность заменить понятие коэффициента на конкретную сумму, которая будет рассчитываться исходя из исчисляемых показателей.
Эта ситуация вскрывает и другую важную проблему – перекос в отношениях власти и бизнеса. К сожалению, из-за таких случаев к операторам школьного питания зачастую относятся по умолчанию как к преступникам, считая их всех недобросовестными игроками рынка, которых можно заставить работать качественно только угрозой наказания, постоянными проверками и бесконечными предписаниями.
Безусловно, недобросовестные поставщики питания есть, и с этим несомненно нужно бороться. Однако большинство компаний хотят работать честно, а для этого им необходим диалог с властью, а не отношения в стиле «обвинитель – обвиняемый».
Именно поэтому должны создаваться круглые столы, открытые площадки для обсуждения и профильные сообщества, куда будут входить как представители муниципалитетов, так и представители операторов школьного питания, и другие заинтересованные лица.
Важно создать атмосферу уважения и сотрудничества, в которой будет комфортно работать всем участникам процесса, чтобы результатом этого взаимодействия стало безопасное качественное и вкусное питание детей в школах.