Новости союза отраслевого питания

Полезно и вкусно: как столичные школьники изменили меню в столовой

В московских школах высокие требования предъявляются не только к образовательному процессу, дизайну и технологическому оснащению кабинетов. Ученики проводят здесь почти половину дня, и от того, как они будут питаться, зависит их здоровье и настроение. С начала этого учебного года в столичных школах внедрили усовершенствованную систему питания. Меню стало разнообразнее и включает новые вкусные и полезные блюда, а у детей появилась возможность собирать завтраки и обеды с учетом личных предпочтений. Теперь еда по-настоящему нравится школьникам.

Полезное питание

Качество питания в московских школах в последние годы постепенно улучшается. Город внимательно следит за тем, чтобы продукты для детей были свежими и качественными, а рацион учеников — сбалансированным, с оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов.
Все блюда готовят с применением безопасных технологий. Продукты варят, запекают и тушат, за счет чего максимально сохраняются питательные вещества и витамины. Однако, чтобы дети с удовольствием ели в столовой, этого недостаточно. Меню должно быть разнообразным, а блюда — вкусными по мнению самих учащихся. В московских школах решили прислушаться к детям.

Меню по запросу

Новое меню было разработано с учетом предпочтений школьников. Они участвовали в опросе, какие блюда им нравятся, а какие нет. На основе полученных данных Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения и Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности составили новое вкусное меню, включающее блюда, которые действительно нравятся школьникам. В разработке приняли участие ведущие детские диетологи, которые учли рекомендации профильных НИИ детского питания.
Александра Ситнова, детский нутрициолог
Основная проблема, с которой мы сталкиваемся и в детском, и во взрослом рационе, — недостаточное количество растительной пищи. 70-80% детей едят мало овощей и фруктов, а значит потребляют недостаточно клетчатки. Поэтому особенно важно уделять внимание этой части рациона. Возможность собрать салат самим, выбрать только отдельный овощ, заправку по вкусу — это то, что повышает потребление овощей.
Участие нутрициологов и диетологов при составлении меню дает возможность включить в меню достаточное количество овощей и фруктов, цельнозерновых продуктов и источников растительного белка, сократить количество добавленных сахаров в рационе и включить в меню новые блюда.
В прошлом учебном году новое меню было апробировано в пилотном режиме в нескольких учебных заведениях, а с 1 сентября 2022 года оно появилось во всех школах города.

Выбор и разнообразие

В школьное меню вошли более 15 новых блюд, которые с удовольствием едят дети и подростки. Это фишболы, митболы, круассаны, маффины, фриттата с сыром и ветчиной, пицца, блинчики, наггетсы — приготовленные с соблюдением рекомендаций диетологов. Меню стало разнообразнее: теперь школьникам предлагают 11 вариантов первых горячих блюд, среди которых дальневосточный суп с красной рыбой, кубанский суп, щи новгородские, и борщ московский, а также девять видов основных мясных блюд, включающие говядину по-мексикански, азу по-татарски, и пять видов гарниров. Меню рассчитано на 12 уникальных дней и не надоедает детям.
Помимо выбора из нескольких блюд, ученики собирают завтраки и обеды с учетом своих вкусовых предпочтений. Можно решить, какой топпинг добавить к блинчикам и сырникам и какой из напитков — чай, какао или компот — выпить. Если раньше гарнир на обед был обязательным и одинаковый соус добавляли всем, то теперь школьники могут отказаться от них, либо, наоборот, выбрать один из нескольких гарниров и добавить соус по своему вкусу. Больше нет готовых салатов — дети собирают свой собственный из свежей овощной нарезки. Ученики сами солят блюда, добавляют лимон или сахар в чай и берут любое количество хлеба на раздаче. Серьезное внимание уделяется сервировке. На столах появились органайзеры с бутылочками топпинга на завтрак и подсолнечным маслом на обед, порционный сахар в индивидуальных упаковках и солонка.
Александра Бугаева, психолог, специалист сервиса Alter
Важны и блюдо само по себе, и форма подачи. У школьников есть представление о том, какой в норме должна быть еда. Понятие «нормы» здесь условное — это то, что выглядит приятно и безопасно. Манная каша или слипшиеся макароны могут вызвать отторжение. Если же блюдо сделано из свежих продуктов, доведено до нужной степени готовности — не сырое и не пережаренное, с аппетитной, румяной корочкой, у него здоровый цвет, четкая форма и оно подано на красивой посуде, школьник будет есть гораздо охотнее. Фактор выбора также очень важен. Менять и делать что-то по-своему детям гораздо интереснее, чем есть то, что навязали взрослые.

МЭШ и питание

Сегодня благодаря МЭШ и сервису «Москвёнок» родители могут ежедневно контролировать, что ест их ребенок. В личном кабинете приложения «Дневник МЭШ» можно выбрать наборы блюд в столовой и поставить запрет на определенную буфетную продукцию, если у ребенка аллергия, а также задать лимит ежедневных трат.

Результаты

Новое меню повысило количество съедаемых блюд на завтрак с 65%—80% до 88–95%. Съедаемость первых блюд выросла до 95%, а раньше этот показатель не превышал 75%. Самые популярные блюда, особенно из меню завтраков, достигают показателя 98%—100%. При этом самостоятельный выбор и новая сервировка помогают улучшить и саму культуру питания детей.

Источник РБК