С докладом «Методические подходы и опыт субъектов РФ по обоснованию изменения цен в контрактах и установления стоимости на организацию горячего питания с целью сохранения его качества и разнообразия» выступил директор Союзсоцпита Владимир Чернигов.
Он подчеркнул, что Институт отраслевого питания уже 18 лет занимается вопросами школьного питания, как в России, так и в странах СНГ. И то, что аналитика очень важна, он знает четко.
«Как член общественного совета Роспотребнадзора, член государственной комиссии по питанию я имею все основания говорить, что наша аналитическая работа, которая сопровождает процесс реформ, начавшихся в 2020 году в сфере школьного питания, позволяет говорить совершенно определенно, что проверки, связанные с состоянием питания школьников, не основанные на предварительном и глубоком анализе, своей цели не достигают» - отметил эксперт.
«У нас, - продолжил Чернигов, - к огромному удивлению и сожалению, уже второй год не используются средства федеральной субсидии для организации питания в полном объеме. Неосвоение составляет более 10% по стране. Московская область за прошлый календарный год освоила 80%, в этом учебном году освоение тоже ниже той суммы, которая должна быть освоена пропорционально учебным дням».
Этот вопрос очень важен. Дело в том, что федеральная субсидия не равна стоимости питания. Субсидия — это помощь субъектам для обеспечения горячим бесплатным питанием школьников. Именно муниципалитет, а не директор школы, занимается всеми организационными мероприятиями по питанию учащихся общеобразовательных учреждений.
«Субсидия выделяется на все учебные дни и на весь список заявленных школьников. Но все мы знаем, что стопроцентной посещаемости не бывает. В среднем она ниже 90%. Что же тогда мешает субъекту в рамках его текущих полномочий сделать прогноз на реальное посещение учеников начальной школы, тем самым высвободив и перераспределив средства на другие категории школьников? Только в этом году началось такое прогнозирование, и Минпрос настоятельно требует от школ заниматься анализом», - отметил Владимир Чернигов.
«Мы разработали и представили в Министерство просвещения методику, по которой рассчитываются проблемы и риски, связанные с ситуацией – это и рост цен, и срывы поставок, связанные с эффективным мониторингом при принятии управленческих решений», - продолжил эксперт.
Он подчеркнул: «Есть парадоксальные коллизии, связанные с тем, что из-за роста цен с исполнителем разрывали контракт и заключали его по еще более высокой цене, вот тут у правоохранительных органов возникал вопрос, почему закупались продукты по более высоким ценам.
Поэтому, отвечая на данный вопрос, мы говорим, что целый комплекс действий, которые необходимо совершить для того, чтобы объективно обосновать и доказать, что цена изменилась на конкретную величину, можно и нужно рассчитывать по представленной методике.
Теперь дело за регионами, потому что они имеют полномочия по ее применению, и она станет нормативным актом в том случае, если обретет такой статус на региональном уровне».
Владимир Чернигов объяснил, что ключом ко всем вопросам, связанным с заключением контрактов и определением цены, является достаточность лимита бюджетных обязательств по изменению контрактов. В строительстве, например, можно не начинать новый объект, а выделенные лимиты перебросить на имеющиеся, В сфере питания невозможно исключить ни одного ученика, ни одну школу.
Он привел в пример Северную Осетию. В 2020 году там действовала цена 58 рублей за один школьный обед. Но пришел новый руководитель региона, Сергей Меняйло, который внимательно посмотрел нормирование, посещаемость, и после анализа стоимость была увеличена до 72 рублей. И все равно остались федеральные средства, которые в прошлом году пришлось вернуть. С апреля 2022 года стоимость подняли уже до 80 рублей.
Остановился спикер и на разнице в организации питания, напомнив, что сейчас питание в школах организовано или собственными силами учреждения или с привлечением услуг сторонних организаций.
Если школа сама закупает продукты, то она лишается достоверной проверки качества, здесь и возникает проблема фальсификата и недоброкачественных поставщиков. И наоборот, крупные организаторы питания сами заинтересованы в качестве, имеют свои лаборатории, и, что немаловажно, имеют возможность закупать продукты крупными оптовыми партиями. Поэтому цена того же сливочного масла, добавленного в кашу, будет разниться, куплено ли оно целым блоком или расфасовано в пачки. А в школьной тарелке важна каждая копейка.
«Поэтому, - резюмировал Валерий Чернигов, - с нашей точки зрения ключом к принятию любых решений в сфере школьного питания является префективный, глубокий анализ происходящих событий. Думаю, что организаторы питания первые, кто заинтересован в том, чтобы он велся постоянно, достоверно и адекватно. Поэтому, если к данному вопросу проявить еще больше внимания, чем в текущем режиме проявляет Московская область, то сегодняшнюю картину мы существенно улучшим, укрепим, сделаем ее предельно надежной».
В конце выступления он еще раз призвал к активному мониторингу как экономической составляющей школьного питания, так и посещаемости учащихся, для более эффективного освоения федеральных средств, выделяемых на школьное питание из бюджета страны.